Очарование песни

 

В настоящем большом искусстве всегда есть какая-то магия, рационально трудно постижимая. Полвека (50 лет!) исполнилось песне группы «Прокол харум»( «Procol Harum») «A Whiter Shade of Pale».

«Прокол харум» играли симпатичную «прогрессивную» рок-музыку, но такой музыки в 60- 70-е годы было довольно много. А вот прорваться сквозь время (мечта каждого артиста и художника) им удалось только с этой песней. Джон Леннон был заворожен, не мог оторваться от этой музыки, записал её на кассетник, чтобы постоянно и без конца её слушать.

Думается, что «Imagine» была творческим соревнованием с «A Whiter Shade of Pale». У Джона получилось неплохо, но в музыкальном отношении превзойти шедевр Гэри Брукера не удалось даже ему.

В чём магия, очарование этой музыки? Почему спустя полвека она так трогает нас, живёт в многочисленных кавер-версиях, исполняется на  музыкальных конкурсах? Не так давно её спел в аранжировке Джо Кокера Андриас Кюммерт, триумфатор и настоящая сенсация немецкого «Голоса» 2013года. Спел потрясающе хорошо, гораздо лучше Кокера.

 

Это не манифест, как «Imagine», не жизнеутверждающий гимн, как «Let it Be», и не клятва верности любимому человеку, как «Bridge over Troubled Water». Не вопрошание Дэвида Боуи: «Где ты, человек, и где твоя человечность?», как «Life on Mars». Но что тогда?

Потанцевали фанданго с девушкой с бледным лицом.

Заказали еще выпивки…

Она была бледная, с лицом белее мела была… То ли русалка, то ли весталка

Бродили по морскому побережью, вспоминали Нептуна…

Потом что-то случилось с нами, а может быть, и нет…

Глаза ведь были закрыты, а может, нет… открыты

И так ли это важно, чистота то же, что и грязь

Она бледная была, с лицом бледнее мела…

Вот и всё, что можно понять из слов, из характерного для того времени психоделического текста….

Гораздо больше слов говорит музыка, интонация и напряжение голоса, не гитарный (обычный для рока), а клавишный аккомпанемент, отсылающий к музыке Баха (это было отмечено музыкальной критикой), к барочной традиции с её тоской по утраченному небу и с надеждой когда-нибудь это небо вернуть…

Я помню было небо, я не помню где. Это барочный в сущности образ, если обратиться к традиции русского рока.

Это вечная общечеловеческая тоска, понятная всем, у кого есть душа…

Текст писал человек своего времени, а музыку создавал и пел художник, живущий во времени большом. В этом, может быть, тайна и очарование этой песни?

Как знать…

Евгений Конюшенко

Норма и не норма

Книга Ефросиньи Керсновской «Сколько стоит человек» как исторический источник.

Ефросинья Антоновна Керсновская рассказывает прежде всего о себе и о своей удивительной судьбе. Но это и книга о том, кем была и кем стала Россия в 20-м веке.

Керсновская — дочь бессарабского помещика, в 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР была объявлена СВЭ (социально вредным элементом), изгнана из собственного дома, лишена имущества, а уже перед самой войной с немцами в 1941 году вместе с другими отправлена в принудительном  порядке в Сибирь.

Формально по духу и букве своей доктрины большевистские власти были правы. Керсновская  была дочерью помещика, а после смерти отца сама стала хозяйствовать и управлять наследством. Но эта помещица, неплохо образованная, владевшая иностранными языками, работала не только за конторкой и за счётами, но не гнушалась никакого физического труда, прекрасно зная и владея навыками этого труда, который стал для неё не только необходимостью, но и потребностью и даже удовольствием. Это вообще важная тема её книги: роль и значение труда для человека и чем стал труд в СССР.

Читать далее

О МИХАИЛЕ БАХТИНЕ. ТОСКА ПО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

     Михаил Бахтин   —  прекрасная греза несбывшейся русской революции. Революции для России, как мы сейчас уже из 21-го века вполне отчетливо понимаем, не вышло, не получилось. Революции  придуманы на Западе и приспособлены к Западу, к его интересам, это атрибут его исторического развития. Революции ( т.е. уже как бы «революции») вне Запада ( а Россия была, остается и будет всегда вне Запада) это что-то уже совсем другое. По форме вроде бы то же самое, а по сути, по последствиям, по результатам — совсем другое.

Читать далее

Проблема субъекта в современной философии образования

Ломакина Л.И.

 

Проблема субъекта в современной философии образования

 

Человечество вступает в эпоху постмодерна. Наука оценивает постмодерн как постиндустриальное общество в отличие от модерна (конец XIX – середина ХХ века) – индустриального этапа истории. Философским основанием постмодерна является постулат о неопределённости развития, который приходит на смену неоклассической определённости, характерной для индустриального общества. Постулат неопределённости тесно связан с идеей субъективации и индивидуализации постиндустриального общества.

Читать далее

Роль интуиции в построении философского знания

Королёва Н.Н.

 

Роль интуиции в построении философского знания

 

Интуиция – важное, на наш взгляд, условие процесса развития философской мысли. Любое философское исследование представляет собой особый вид трудовой деятельности и предполагает предмет исследования, субъект исследования, цель, результат, методы или средства исследования.

Обращение к анализу всякого нового предмета, о котором субъект познания не имеет никакого предварительного знания, начинается с эмпирического наблюдения. Продуктом чисто эмпирического исследования выступают чувственные образы, ощущения или восприятия.

Читать далее

Метафизическое страдание и его отношение к христианству

Парусинова Я.В. (Оренбург)

 

Метафизическое страдание и его отношение к христианству

 

Во всех мировых религиях тема зла и страдания является центральной. Разум подсказывает нам, что страдание для нас – зло. Его следует избегать. Страдание и боль воспринимаются человеком как средство наказания. Многие религии (например, буддизм) также считают необходимым избавление от страданий. Позиция же христианства принципиально иная. Христианство – религия любви и смирения. Считая страдание наказанием человечеству за грехи, христианство настаивает, тем не менее, на исцеляющей и духовно возвышающей его роли.

Читать далее

Методологическое значение понятия «эстетическая культура»

Файзуллин А.Ф.

 

Методологическое значение понятия «эстетическая культура»

 

«Личность, – писал Г. Ланц, – может быть понята как метод, посредством которого идея осуществляет себя в жизни»1. Так понимает проблему духовного «Я» личности метафизическая философия и это едва ли не самый плодотворный способ подхождения к данной теме.

Понятно, что речь при этом идёт о философской системе, которая ставится в контекст исторической и культурной жизни. Система проникает в жизнь и сливается с нею, уходит в её будущее, растворяясь в нём. В данном жизненном моменте она обнаруживает то, что составляет её индивидуальную идею, т.е. свой конкретный смысл, этическую и эстетическую ценность.

Читать далее

Проблема преемственности между И.Г. Фихте и К. Марксом

Завьялова Г.И. (Оренбург)

Проблема преемственности между И.Г. Фихте и К. Марксом

В последние десятилетия всё более прослеживается преемственность философии И.Г. Фихте и учения Маркса (напомним, что основная идея Фихте: человек есть то, что он делает). Впервые в истории философии был поставлен под вопрос примат сущности, априорного, теологического и антропологического определения человека в пользу свободной творческой деятельности. Именно Маркс соединил фихтевскую идею человека – творца с идеей исследования социально-исторических условий развития человека.

Читать далее

Разумная вера как существенный элемент философии

Хуснутдинова Ф.А.

Разумная вера как существенный элемент философии

Тот факт, что вера должна противопоставляться не знанию вообще, а только «непосредственному знанию», «созерцанию», вытекает уже из известного изречения: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20, 29).

Любая наука (как опосредствованное знание), и прежде всего философия «имманентно и существенно включает в себя веру как нечто именно в ней себя утверждающее»1. Конечно, речь при этом идёт о разумной вере, которую не следует противопоставлять знанию, познанию. Такая вера, как пишет Ф.В.Й. Шеллинг, проявляется прежде всего в том, что исследователь не боится «усилий, способных открыть те опосредствования, которые сделали бы то, во что верит наука, очевидным для разума и самой строгой науки»2. Другими словами, разумная вера возможна лишь при одновременном существовании воли и действия.

Читать далее

Трудности феноменологической теории познания

Садыкова А.Г.

Трудности феноменологической теории познания

Одна из значительных трудностей феноменологической теории познания = проблема конституирования мира в сознании. При этом процесс конституирования проистекает не из собственной «силы» или потенции трансцендентальной субъективности (субъективность не сводима к субъективной стороне практической деятельности, но присутствует в ней в качестве идеального момента; хотя субъективность и идеальна, она не исчерпывается сферой сознания и может быть представлена в нём в форме знания, оставаясь обязательным условием самого этого представления), а из того, что находится за её пределами.

Читать далее